Как было обещано, сегодня публикуем интервью с райдером Kayaker.ru, первой россиянкой, сумевшей пройти в полуфинал Чемпионата Мира по фристайлу на бурной воде в классе сквиртбоат, Анной Орловой (Санкт-Петербург).
Привет, Аня! Здорово, что в твоем лице мы видим не только симпатичную девушку, но и растущий Российский сквиртбоатинг. Расскажи, как получилось, что ты стала кататься на сквирте? Зачем он тебе понадобился?
Первый раз я увидела эти красивые лодки на чемпионате мира в Тюне, Швейцария, в 2009 году. Катание там было очень красивым, блестящие лодки на фоне голубой воды выглядели как балет.
В следующий раз я столкнулась с супермаленькими лодками на кубках мира 2012 года. Clair O’Hara (многократная чемпионка в этом виде спорта) каталась потрясающе, линковала супер клин трики-ву в супер клин ву-трики, демонстрируя невероятный контроль над водой и лодкой. Она же показывала агрессивное, очень уверенное катание в бочке на классической лодке для фристайла. По ее словам в 2009 году она каталась только в сквирте, а в 2011 выиграла чемпионат мира в классической лодке в Платтлинге. Невероятно!
Я люблю новые «игрушки», они стимулируют прогресс и заставляют активнее тренироваться. Джексон Стар 2013 года мне не понравился, и я решила купить сквирт. Случайно подруга Clair по имени Islay (Айла) продавала лодку, которая мне подошла. Целей было поставлено две: улучшить катание в классической лодке (сквирт очень требователен к физической форме и контролю кренов) и выступить на чемпионате мира 2013 года в новом классе.
Как ты думаешь, почему так получилось, что в России мало кто знает, что такое сквиртбоатинг?
Предполагаю, что это сложилось исторически. Мужественные парни, которые начинали каякинг в России, увлекались прыжками с водопадов, жестким катанием на наших нелёгких плейспотах. Где тут тягаться сквиртбоатингу с его отточенными балетными движениями и подводными элементами?
В чем прелести сквиртбоатинга для тебя? Что тебе особенно нравится?
Весь 2013 год с момента появления лодки я открывала для себя что-то новое. Перечислю свои «открытия», быть может, не в исторической последовательности. Каждое из них принесло мне радость:
— можно поставить лодку на нос, просто надавив ногами;
— очень легко эскимоситься, даже без весла;
— давлением ног можно регулировать угол лодки относительно воды на вертикальных элементах;
— элементы на правую и левую руку получаются одинаково;
— можно делать супер клин картвил и клин сплитвил;
— можно вращаться на корме в сторону днища (первое движение ву-трики), что невероятно для классической лодки;
— можно делать бесконечно долгие связки элементов;
— можно на гладкой воде имитировать инициацию мак-насти и фоникс-манки, не вынув при этом руки :)
— хеликс можно сделать, только если под водой работать веслом абсолютно правильно (отучает меня от ошибок).
�? в чем недостатки, сложности?
В России не с кем посоветоваться, приходится напрягать своих зарубежных друзей, высылать им видео для разбора полетов.
Если уносит далеко от берега, то трудно вернуться, так как лодка в своем подводном положении почти не едет вперед.
Кататься довольно холодно. Я сижу прямо на дне лодки и ниже уровня воды, так что непосредственно с ней соприкасаюсь. В этом есть и плюс. Начав кататься на каяке, я стала испытывать отвращение к купанию, тем более современное снаряжение (флис, сухой костюм) позволяют почти не контактировать с водой. А сквиртбоатинг вернул мне это удовольствие!
В полуфинале Чемпионата Мира ты смотрелась очень достойно. Сколько потребовалось времени тебе, чтобы выйти на этот уровень? Насколько трудно это будет повторить новичку и от чего зависит?
Получив сквиртбоат в октябре, я поставила себе амбициозную задачу: научиться делать верхнюю таблицу элементов к чемпионату мира в августе (желательно – без весла либо с вращением весла). При этом большинство этих элементов я уже умела делать в классической лодке. Тренироваться пришлось очень много, каждую неделю я поднимала планку чуть выше. В июле поняла, что времени не осталось, что для элементов без весла или с вращением весла не хватает контроля лодки, сложные вращения получаются нестабильно, а мистери-мув получился всего два раза за лето…
Особенности плейспота на чемпионате мира несколько сгладили мои недостатки на фоне других спортсменов: недостаточная глубина не позволяла делать сложные вращения, а мистери-мув в бочке оказалось сделать не очень сложно.
По моим оценкам выйти на достойный уровень, имея опыт катания в классической лодке для фристайла, можно за 2-3 года, а если начать с нуля, то лет за пять. Всё таки, акробатика в лодке – это вам не пешком ходить :)
Какие спортивные перспективы ждут амбициозных новичков? Что нужно, чтобы попасть в сборную России?
Пока в сборной России свободны как минимум три мужских и два женских места. �? чтобы попасть в состав, нужен только сквиртбоат!
Ты, насколько я знаю, не отказалась от фристайл-каяка. Как ты сочетаешь тренировки на сквирте с «традиционным» фристайлом?
Вот, например, мои приблизительные планы на следующий год.
Октябрь и ноябрь в бассейне (набор физической формы) – сквиртбоат (половина тренировок без весла), декабрь в бассейне (подготовка к поездке в Уганду в январе) – классический фристайл, январь и февраль в бассейне – половина тренировок на сквиртбоат, половина на классической лодке.
В марте планирую выезд в теплые страны на бурную воду с классической лодкой, апрель – только классическая лодка на холодной бурной воде.
Май (основная подготовка к соревнованиям) – в будние дни сквиртбоат на Неве, в выходные – классическая лодка на бурной воде.
�?юнь (основные соревнования) – половина тренировок на сквиртбоат, половина – классический фристайл.
�?юль и август (прогресс и соревнования) – в будние дни сквиртбоат на Неве, в выходные – классическая лодка на бурной воде.
Сентябрь (восстановление) – слаломная гребля в аэробном режиме.
Насколько требователен сквирт к изменению параметров фигуры?
Сложно сказать. Лодку подгоняют под конкретного человека, она должна облегать ноги, как чулки, и иметь определённую осадку в зависимости от веса райдера.
Мне очень повезло, что я купила б/у лодку без примерки и влезла в неё. Первые три месяца тренировок показали, что объем лодки мне велик. Вращения получались очень медленными. Помог Саша Чигидин, который разрезал лодку вдоль и убрал 10 мм по высоте. Ноги стали пролезать с трудом, зато повысился контроль, скорость вращения, стало проще нырнуть под воду.
Что нужно сделать, чтобы инициировать Mystery Move и что происходит там, в пучине? Что чувствуешь?
�?так, Mystery Move в бочке. Разогнаться изо всех сил, воткнуть прямым гребком со стороны пены нос лодки в слив под углом примерно 45 градусов к направлению течения, удерживая при этом обратный крен. Той же рукой (со стороны пены) сделать обратный закручивающий лодку гребок с опорой на обратную сторону лопасти, наклониться корпусом вперед. Под водой удерживать горизонтальное положение лодки корпусом, а весло желательно выставить вертикально вверх, чтобы оно не тормозило вращение…
Первый раз были наиболее яркие впечатления: восторг от лёгкости погружения, вокруг перед глазами пузыри, за каску воздух под ней тянет вверх. Как только лодка теряет горизонтальное положение, она ракетой всплывает. По словам Clair, которая катается в мега-маленькой лодке и погружена в воду по ребра, бояться под водой абсолютно нечего, так как удерживать лодку в горизонтальном положении очень сложно.
Где ты тренируешься? Насколько комфортно на наших Российских речках кататься в тесной маленькой лодочке, погруженной в холодную воду почти целиком?
Во-первых, я тренируюсь в протоке между Малой и Средней Невками (между Каменным и Крестовским островом). Там есть места почти без течения, а есть небольшие перепады в скорости воды на границе струи, которые помогают вращениям.
А ближайший к Питеру плейспот – Лосево – идеален для сквиртбоат. На выходе струи в озеро вода закручивается, образуя воронки для вращения и поганки для погружения.
Где взять лодку? Сколько стоит? Долговечны ли сквирты? Требуется ли еще что-то специальное из снаряжения?
Единственная в мире фирма, которая делает эти лодки, находится в Канаде (http://murkywaterkayak.com/). Я не узнавала, но говорят, что цена за лодку около 2 тыс. долларов.
Сквирты очень долговечны. Мою лодку сделали в 1999 году в исчезнувшей потом фирме Downtime Kayaks в Великобритании. Она до сих пор потрясает воображение своим внешним видом (раскраска называется hotty). Лодка очень прочная, хотя и карбон-кевларовая, я прыгаю в бассейне с бортика, сажусь на нее сверху, она многократно летала в багаже без каких-либо повреждений.
Для сквиртбоата нужна специальная юбка, форма и резинка в которой зависят от устройства бурта «очка». Я катаюсь в слаломном топдеке для каноэ, который для моей старой лодки подходит идеально. Но на современные лодки такая юбка не налезет, у них бурт очень низкий, и юбки применяют со специальными резинками, которые обеспечивают водонепроницаемость.
Весло можно использовать классическое с близким к нулю разворотом, но настоящие профессионалы используют деревянные весла с маленькими симметричными лопатками и прямым шафтом. Это упрощает элементы, в которых спортсмен вращает не только лодку, но и весло.
Для авиаперелетов нужен чехол для серфборда, что делает перевозку сквирта в 2 раза дешевле классической лодки для фристайла :)
Аня, спасибо за обстоятельное интервью! Успехов тебе во всех плоскостях твоего вращения и прибавления единомышленников!
Вопросы задавал Григорий Филимонов
Еще одно интервью Анны Орловой для Playboat.ru — про классический фристайл