Сумульта: Трое в лодках не считая Медведя

Рубрика: Алтай, Реки и плейспоты
Автор: · Дата: 9 октября 2017 · 2 комментария · Прочтений: 1 910 · Версия для печати Версия для печати

В этом сезоне мне не удалось совершить ни одной маломальской каяк-экспедиции, поэтому очень часто с ностальгией вспоминаю те четыре дня автономки по Малой и Большой Сумульте, которые посчастливились нам с Пашей и Олегом в прошлом (2016) году.

Экспедиционный "сплав на выходные" получился очень насыщенным будоражащими событиями, которые были бы невозможны в формате обычных покатушек с автосопровождением.

Четыре дня - это немного. Можно позволить себе не слишком сильно заморачиваться над детальной проработкой маршрута, раскладкой продуктов и количеством трусов - в сплавной каяк влезает практически все, когда берешь еды ненадолго. Нужно лишь не заблудиться и сохранить в целости сплавное снаряжение, так как пеший вариант выхода по тайге вряд ли можно назвать украшением путешествия. Эти мысли, конечно, пришли тогда, когда от них уже было мало толку, ну и конечно, не обошлось без множества мелких нюансов...

Быстрые решения

Затейником экспедиции был высокий омский Паша. Я не раздумывая согласился на его предложение, так как уже несколько раз у меня Сумульта срывалась, и упускать этот шанс было непростительным кощунством. В звездную команду успеха попали также Олег, Санчес, и за неделю до отъезда - Димедрол.

У нас было два варианта заброски на перевал: подороже - нанять УАЗ либо подешевле - на Пашином старичке Toyota Ace (4wd). Но во втором случае, кто-то должен был его спустить обратно и нас становилось на одного меньше. Мы все конечно были готовы на финансовые жертвы, но Санчес прекратил муки нелегкого выбора, заявив, что у него с собой как раз книжка на пару-тройку дней, и он согласен быть драйвером.

Старичок Ace отдыхает после перегона из Омска. Он еще не знает, что наверху прибавится еще две лодки а внутри - два человека и шмоточки

Как выяснилось, Паша смотрит на вещи еще проще, чем я. Уже в начале нашего пути наверх, Ace ехал на запасном колесе с зимней резиной, которое слегка спускало. Остальные колеса были лысоваты. После Эдигана запаска стала спускать сильнее, и мы подкачивали ее компрессором чуть чаще, чем каждые 15 минут. Раздатка у микрика находилась невысоко над поверхностью Земли, поэтому страшно громыхала и скребла по камням. Наконец, не выдержал компрессор - у него сломался штеккер, пропал контакт, и он перестал работать. Не долго думая, Паша решил эту проблему, и теперь мы накачивали колесо, прижимая проводки компрессора к клеммам аккумулятора. За этим занятием нас и застала группа на квадриках, главным из которых оказался Пашин хороший знакомый (друг брата) из Омска. Я тогда подумал, что это розыгрыш, и все было подстроено заранее :) Ребята угостили нас ремонтным набором для колеса и жизнь стала налаживаться, не считая того, что после того, как мы помахали им ручкой, наш аппарат не завелся. Но это только еще более нас развеселило, а Паша молча что-то где-то подшаманил, и снова случилось чудо - мы поехали дальше!

Угрюмые елки расступились, впереди сверкали росой изумрудные холмы. Дорога (колея) шла наверх по склону, но всю красоту портило то, что у колеи был довольно сильный уклон не только вверх, но и вбок. Кроме того, колея была грязновата, и в ней встречались довольно крупные камни. Не теряя оптимизма, мы продвигались вперед, помогая железному коню силой мужских рук, пока погода не начала резко портиться. Стало очевидно, что вот-вот начнется ливень, и надо срочно спускать Эйса назад, иначе он покатится кувырком. В одиночку это не представлялось возможным, и Паша сказал, что ему придется помочь Санчесу. Подсчитав кардинально изменившееся соотношение спасателей и бесстрашных в нашем отряде штурмовиков, я заявил, что в таком случае тоже поеду вниз! :) Экспедиция снова повисла на грани срыва, и Димедрол, взвесив все "за" и "против", принес благородную жертву общему делу, согласившись заменить Пашу. Это было мудрым решением с его стороны.

Теперь нашей задачей было - взять с собой все нужное, и не взять ничего ненужного - ведь до реки оставалось около 20 километров пешком. Дождь уже начал моросить, и мы начали спешно распихивать шмотки, снарягу, сникерсы и какие-то другие продукты. Санчес настырно всучивал пакет горчицы, а я долго тупил - тащить его на себе или нет. В итоге взял, на том и расстались.

Пешая часть на Сумульту занимает половину дня. Но это не точно

Навьюченные лодками и гермами, в спасжилетах, мы напоминали каких-то очень странных горных рыбаков-погорельцев, только вместо удочек в руках были весла. От дождя дорога раскисла, воздух был жарким и влажным. Мы ползли наверх, хотелось пить, а из жидкости с собой была только поллитра коньяка. Скоро и ее не стало.

На Алтае даже грязь сверкает кристальной чистотой

С перевала открылся хороший вид на окрестности, и захотелось свериться с картой, ведь никто из нас раньше здесь не бывал.

- Паша, у тебя есть карта?
- А зачем, тут и так все очевидно
- А куда идти?
- Хм... а у тебя есть карта?

К счастью, карта у меня была, хоть и плохонькая - перед отъездом распечатал на двух листах А4. Лучше было бы конечно, скачать maps.me по Горному Алтаю и воспользоваться GPS на телефоне, но эта идея пришла в голову слишком поздно. Бумажная распечатка большой уверенности не давала - мы находились где-то с краю карты и не все детали совпадали. Однако, две горы - Кабарга и Как, между которыми нужно было искать спуск к Сумульте, мы определили. Но до них еще надо было добраться - путь преграждало ущелье. Потеряв минут двадцать на неправильной тропе, спускающейся в ущелье, мы вернулись на перевал и направились в обход. Часа через три, достигнув точки спуска, мы обнаружили, что тропы дальше нет.

Стоит отметить, что до этого места теоретически можно проехать на УАЗе, если дорога сухая

Перед нами лежала широкая долина, заросшая карликовой березкой. Где-то здесь нужно было спускаться к реке. Паша нашел еле заметную тропку, уходившую по левому борту долины. Альтернативой была хорошая уверенная колея от квадроциклов по центру, через кусты. Колея была мокрая, но наша обувь уже натерпелась столько всякого, что мы, нисколько не сомневаясь, почапали по колее. Олег тянул лодку на трамвае, мы с Пашей несли на плечах. Через полчаса колея стала рассыпаться на множество мелких следов и вскоре уже невозможно было определить, где главный след. Каждый из нас выбрал свой путь, но все они лежали по щиколотку в воде. Мы широко разбрелись по болоту, когда начало смеркаться. Если бы у нас была палатка, то ее можно был поставить на кусты, и наверное был бы шанс переночевать в сухих спальниках. Но у нас был только тент и коврики - это же каяк-экспедиция!

Мы собрались на крохотном островке сухой земли, где росла пара невысоких кедров. Воду из болота брать не хотелось, и Паша нашел место, где эта вода текла, образуя подобие ручейка. Там и набрали на ужин. Возле ручейка кусты были примяты - недавно здесь ночевал какой-то большой зверь. Во время приготовления ужина выяснилось, что мы не взяли с собой соль, а также, что пьезоподжиг горелки сломался. По соли на первый раз нас выручила рыбная консерва - заправили макароны солоноватым рыбным бульоном, и густо приправили горчицей! Что касается поджига, пришлось искать спички. У Паши оказался единственный коробок - один на всю экспедицию. Если промокнет, потеряется или кончится - ни еды ни костра.

Друзья, прямо сейчас, возьмите коробок спичек или надежную зажигалку, герметично упакуйте и положите в спасжилет - возможно это сыграет ключевую роль в Вашем предстоящем путешествии.

Спалось не очень, хоть и на мягком мху. Чудились шаги мягких, но тяжелых лап. Мы проснулись вместе с рассветом, и в 7 утра уже позавтракали и были готовы выдвигаться вперед в неизвестность. Тут и зарядил мелкий дождь. Карта говорила о том, что тропа должна быть левее, чем мы забурились, поэтому мы направились строго налево. Через полчаса продирания сквозь мокрые кусты и буераки, слава макаронам, тропа нашлась, и жизнь снова наладилась. Даже больше, это была такая эйфория, которой никогда не почувствуешь в офисе, выполнив план к дедлайну.

Тропа была сухая (без луж) и приятная, несмотря на моросящий дождь. Мы примостили поудобнее свои переносные приспособления и почти вприпрыжку поскакали вперед, благо теперь основной тренд был только вниз. Было немного неудобно на крутых спусках, так как лодка нижней частью задевала склон, но это было куда лучше, чем продираться через заросли карликовой березки, не будучи до конца уверенным в правильности выбранного направления. Спуск среди скальных обломков сменился тропой по парковому лиственичному лесу, а затем тропа вновь вышла на склон и начала пропадать среди буйной травянистой растительности в рост человека.

Паша шел первым, выбирая дорогу, включив звериное чутье, нащупывал еле заметную тропу. Мы шли в согласии с картой, и это вселяло надежду, хотя все уже успели хорошо подустать. Чуть не наступив на гадюку, Паша остановился и окрикнул нас. Подойдя к нему, мы увидели вытоптанную поляну с четыре квадрата и кучу явно не лошадиных и не человеческих экскрементов. "Лежка медведя" - определил Павел, и с этого момента мы продолжали путь, громко перекрикиваясь.

Где-то через полчаса тропа пошла резко вниз и к двум часам дня мы были на Сумульте. Легкая эйфория от окончания пешки, обед, запаковка в лодки, и вот, наконец, мы на воде!

По дикой реке

Все же кое-что не влезло в эту лодку :-)

Сумульта отличается от более популярных Алтайских рек тем, что она до сих пор не тронута цивилизацией. Вода в реке кристально прозрачная, по берегам и в воде никакого мусора, вокруг на много километров первозданная тайга. Судя по обнажившимся отмелям, уровень воды был ниже среднего. Лодки легко скользили, пронося нас над причудливыми сочетаниями цветных камней, выложивших русло. Изредка попадались участки белых мраморных пород, как на Билютах. Движения казались воздушными. Каяки, еще недавно непосильно тяжелые, стали невесомыми и теперь сами берут на себя вес груза и наших бренных тел. Эту легкость трудно почувствовать, приехав на реку на автомобиле, ради этого стоит преодолеть долгий путь пешком, хотя бы однажды в жизни.

Ориентиром ближайшего серьезного препятствия - каскада Куртучак - помимо изгибов русла и притоков, можно считать тот момент, когда из-за большого перепада воды становится не видно, что впереди. Мы прошли буквально метров пятьдесят от этого места и остановились на ночевку на живописном песчаном пляжике, пока еще светило солнце и можно было погреться, искупаться и приготовить нехитрый каякерский ужин. Проблему соли решили, сварив вместе с макаронами и горчицей половину палки соленой колбасы и добавили грибов. Получилось сносно, никто не жаловался :)

Из-за того, что пешая часть у нас заняла на пол дня дольше, чем было запланировано, тактика сплава была полностью нарушена - мы подходили к сложным препятствиям под вечер. Вечером мочить срани в уставшем состоянии - не лучший вариант, равно как и начинать сплав с них. Но деваться было некуда, и самую кульминацию Куртучака - "Лестницу" - мы оставили на утро.

День приключений

Из-за невысокого уровня воды, пара ступеней Лестницы выглядели проблемными, и середину мы занесли. Остался выходной участок, который тоже внушал сомнения, но ошибки не грозили серьезными последствиями. Мы с Пашей решили ехать, Олег решил посмотреть на нас и потом определиться. Мы проехали разными линиями, не идеально, но благополучно. Олег решил ехать, а мы решили подстраховать его двумя морковками, и эта ошибка привела к большой потере.

В первом же сливе Олег перевернулся, и вскоре отстрелился. Я стоял на первой линии страховки и выловил Олега. Весло и лодка с вещами поплыли дальше, и не захотели ловить Пашину морковку. Убедившись, что Олег в безопасности, я рванул к своей лодке, которая была возле Паши, и поехал следом, в надежде догнать хоть что-то, но было уже слишком поздно. Вскоре, участок реки, который я просмотрел ранее, закончился, и впереди показался очередной непросматриваемый с воды слив.

Я зачалился и побежал вниз. Через какое-то время пришлось остановиться, так как ни лодки ни весла не был видно. Нужно было менять тактику. Вскоре подоспел Паша и мы пошли назад, прокручивая в голове варианты дальнейших действий.

А как бы поступили Вы? Отправили Олега назад одного? Бросили лодки и пошли бы назад вместе? Пошли бы вниз? А если вниз, то дожидаясь его или наоборот - быстрее за помощью?

К счастью, этот выбор не пришлось делать, так как возвращаясь назад, Паша заметил лодку Олега, застрявшую в камнях на противоположном берегу. Мы проскочили ее, не заметив, так как она была черная и затерялась на фоне пейзажа. Новое дорогущее весло Select безвозвратно ушло и мы так и не нашли его. Но находка лодки была уже большим успехом, так как и у меня и у Паши были запасные весла, а у Олега теперь - средство передвижения и все личные вещи :) Через полчаса мы были готовы продолжать путь.

Остаток Куртучака оказался очень драйвовым. Приходилось довольно часто просматривать ступеньки, и иногда обносить, но в целом все было очень предсказуемо - технично, но неопасно. Сложность пошла на убыль, и мы поняли, что Куртучак пройден!

Старое доброе TNP не подвело

Остаток Малой Сумульты до слияния с Большой не выделяется чем-то особенным, кроме двух вещей - каньона Щель и многолетнего завала в запутанной сети проток. Щель определяется по шуму воды и непросматриваемому сливу. Причалив к берегу и просмотрев, мы обнесли его, так как траектория вызывала сомнения. Завал же доставил приключений как надо.

Сначала все было понятно - отдельные расчески, потом деревья, которые нужно обносить по берегу, потом мини-завальчики. Но вот мы высадились на галечно-песчаную отмель. Река была справа, точнее не река, а сеть мелких ручейков шириной с лодку среди бурелома. Сначала мы продолжили путь по отмели, но вскоре вода вокруг исчезла совсем. Посмотрев под ноги, мы заметили густую сеть медвежьих следов разного размера - от больших до совсем маленьких. Стало не по себе, и мы решили вернуться к реке и продвигаться по ручьям. Но плыть по ним толком не получилось, так как повсюду были ветки, стволы, корни. Поэтому пробирались как придется. Вокруг - заросли спелой смородины, но сильно увлекаться ей не хотелось, чудилось, что вот-вот по плечу постучит мохнатый. Наш путь показан на картинке ниже (красным - по воде, зеленым - по берегу). Если бы мы посмотрели этот участок заранее по Google Maps, мы бы явно выбрали другую дорогу...

Наш нелегкий путь обхода разбоев

Порядком уставшие, мы снова скользили по воде навстречу слиянию с Большой Сумультой и каскадом Шумы. Однако, на этот раз приходилось налегать на весла, так как в этой части реки уклон почти отсутствует. Прошел дождь, и уже ничего больше не хотелось, кроме как найти стоянку перед Шумами и закончить сплав на сегодня. И вот мы на слиянии, и вот она - стоянка, освещенная лучами заходящего солнца. Но что-то здесь нам не понравилось, трудно сказать что. Не такая она была фотогеничная, как хотелось. Не было ни порогов рядом, ни хорошего пляжа - трава и кусты. Встанем на следующей, решили мы, и за ближайшим поворотом влетели в первый порог Шумов.

Первый порожек был относительно простым, хотя расход реки возрос и бочки со сливами стали гораздо мощней, чем раньше. Мы проехали немного, пока могли читать препятствия сходу, а затем вылезли на берег для просмотра, чувствуя, что все как-то слишком усложнилось. Мы с Олегом оказались на левом берегу, Паша на правом. На слияние возвращаться было уже далеко и неудобно. Полян по берегам уже не было - мы оказались в настоящем каньоне. Солнце зашло за горы, по берегам уже начали ложиться серые тени. Впереди слышался сильный шум воды и не было видно, что дальше.

Пройдя вперед около двадцати метров по берегу, мы увидели то, что развеяло все наши надежды на желанный отдых - ключевой водопад Шумов, высотой более трех метров. За водопадом был короткий быстроток и продолжение порога, ничуть не менее сложное. Мочить такие срани сегодня - нет, в наши планы это никак не входило. Но тогда нужно вставать на ночевку, пока непонятно где. Я отправился на поиски стоянки вниз по течению. Тропа по берегу была так себе - кое-где приходилось карабкаться на скальные выступы, прыгать с камня на камень. Через двести метров начали появляться деревья и трава, и еще через двести наконец - Бинго! Обнаружилась стоянка с оборудованным костровищем!

На обратном пути пришлось придумывать знаки, как показать находку Паше. Сложил руки домиком над головой. Кажется он понял, и начал садиться в лодку... видимо, чтобы пройти водопад и перечалиться на наш берег. С воды страховать было некому, морковка была слишком коротка, поэтому я вооружился фотоаппаратом и сделал красивый кадр :-)

Найди каякера)

Водопадом по центру Павел не ограничился, и прошел еще пару ступеней срани, такой у него был план. Я убедился, что он на нашем берегу, и пошел к Олегу. Олег решил все обнести. У меня силы были на исходе, но появилась надежда тоже пройти водопад - по канализации возле нашего берега. Там водопад делился на две ступеньки - полтора и два метра. Между ступеньками - ровно место под лодку. Мне показалось, что этот проход очень простой, и я не стал ждать поддержку, ведь пройти нужно было совсем чуть-чуть. И конечно же, все сразу пошло не так. После первой ступеньки я не выдержал траекторию и нос лодки развернуло к берегу. Корму понесло струей на вторую ступеньку. Валить боком совсем не хотелось, и я довернул лодку так, чтобы слиться кормой вперед. К счастью, прокатило - я даже не перевернулся и благополучно проехал слив. На этом наш сплавной день наконец-то завершился, и в ближайшей перспективе вечер озарял сытный макаронный ужин, густо сдобренный так полюбившейся нам, ядреной горчицей! Приготовления были недолгими, и через полчаса в нашем продуктовом фонде осталось шесть пакетиков - один со сгущенкой и пять чайных. Ну и конечно горчица, кажется мы еще ее не доели :-0

Рядом шумела река, горел костер, было очень уютно. Но романтическая обстановка в этот раз совсем не способствовала долгим душевным разговорам - мы очень качественно вымотались физически за эти три дня и поэтому буквально сразу же сползли спать под тент. Но сон длился не очень долго. Среди ночи Паша вскочил и очень нервно начал искать спички, пояснив, что только что он видел "Глаза". Жгли костер еще около часа, пока снова не уснули. Было очень приятно проснуться и обнаружить себя не съеденным.

На исходе

Разведя огонь одной из последних спичек, мы вдоволь напились обжигающе горячего чая со сгущенкой - сегодня нас ждала практически вся Большая Сумульта и Катунь - до Эдигана, где эти три дня наши друзья предавались доступным радостям жизни.

Остаток Большой Сумульты - это несколько ступеней Шумов, а затем очень веселый выкат практически без плесов. Приключения начались в конце второй ступени Шумов, где Олег заплыл. Мы сумели успешно спасти его тапочки и другие плавучие предметы до начала третьей ступени и отправились на просмотр. Порог сверху смотрелся страшно, но при ближайшем рассмотрении мы с удивлением поняли, что наоборот он самый безопасный, и вместе с тем самый фановый на всем маршруте - довольно крутая и мощная разгонная горка около ста метров с валами но без бочек, и затем финальный слив - тоже могучий, но проносной. После слива - озеро для эскимосов. Это был настоящий аттракцион, как будто специально созданный для нас природой. Все такое большое, мощное, живое, и вместе с тем никакой интриги -  бесплатно!

Водопадик на участке выката

Через полтора часа после Шумов нам начали попадаться рыбаки и квадроциклисты, потом встретилась база отдыха, и вскоре мы уже допивали последний чай с остатками сгущенки на Катуни. Тут мы и сообразили, что пока мы путешествуем, парни могли бы перегнать машины к устью Урсула, и тогда бы мы сэкономили как минимум полдня дороги до Чибита,  где уже готовился стартовать Король Азии - 2016. Парни кстати тоже подумали об этом, но не рискнули менять условия уговора, поэтому нам-таки пришлось насладиться трехчасовым сплавом по Катуни, щуря глаза в плотных тучах мелких мошек. Пиво, хлеб и яичница на финише были сказочно вкусны.

Закат на Чуйском тракте

Что хотелось бы, как говорят в КВН, сказать в эпилоге этого шуточного блокбастера... Сейчас каякинг на Алтае, в основном представляет собой отдых с элементами аттракциона: ничего не нужно тащить на себе, продукты и основное снаряжение есть в магазинах. Можно даже жить со всеми удобствами и спать на кроватях. Можно поехать в каяк-тур, где не нужно ни о чем беспокоиться - все бытовые вопросы входят в стоимость. И на этом фоне автономное путешествие в формате экспедиции начинает играть яркими оттенками. Ведь очень многое может зависеть от того, не забыли ли товарищи взять соль и спички, внимательно ли изучили материалы по маршруту, грамотно ли поставили страховку и т.д. и т.п. а также насколько они способны преодолевать предвиденные и непредвиденные трудности, как физические, так и психологические. Успех любого начинания складывается из мелочей, и такое путешествие учит нас понимать ценность каждой из них. Ну и конечно же, ценность каждого из нас. Спасибо Вам, Друзья!

Понравилось?

Спасибо автору:

Будем очень благодарны за Ваши лайки и репосты в соцсетях и блогах. Спасибо! Томичи.

Запись имеет метки: , , ,  

Комментарии

  1. Иван:

    Отлично написал! С удовольствием еще раз погрузился в твой рассказ.

  2. Спасибо) А я бы с удовольствием сходил в поход ветеранским составом)



Оставить комментарий или два