Путешествие на Кумир, Коргон и Песчаную

Рубрика: Алтай, Школа каякинга, Реки и плейспоты
Автор: · Дата: 10 июня 2014 · 2 комментария · Прочтений: 7 190 ·

Этой весной я и Саша провели на Алтае целых 20 дней. Открыли сезон в теплой компании Омичей и Томичей, а когда все разъехались, нас ждало еще одно приключение, о котором этот рассказ – путешествие на реки Кумир, Коргон и Песчаную с Riverzoo.

Спартак

река Коргон, водопад Спартак

10 мая, Манжерок. К другу риверзушников Денису начинают стекаться люди. На ревущей в силу разорванного глушителя пятерке, Маша, Костя, Саша и я въехали во двор. Во дворе бегают дети, куры, и цепная собака. Часа через два приехал УАЗик, из которого выгрузили лодки и радостно улыбающегося Диму Протасова, еще одного члена экспедиции. Дети стали увлеченно выбирать и примерять лодки. Вечер провели на Долларе в компании ребят из Барнаула, греясь глинтвейном и любуясь безвременно почившей ныне рампой.

На следующий день из Новосиба приехали Дима Бортник, обладатель шикарных усов и обаятельной улыбки, и карельский инструктор Макс – генератор диких бизнес идей и счастливый держатель девятки, все еще не покинувшей этот мир только благодаря армированному скотчу и вере Макса, что тачка – огонь. В программе дня — разминочные покатушки по Нижней Катуни, сборы, баня с самообслуживанием (это когда топить баню и рвать веники надо самим). Команда в сборе и готова к приключениям.

Первой речкой, куда мы отправились, была Песчаная. Ночью был заморозок, и все утро мы тряслись в машине от холода. За окном искрилась на солнце речушка Черга, но тепло солнечных лучей, казалось, не способно проникнуть в салон и хоть как-то его согреть. Остановились за деревней Куяган, попутно вторгшись в чьи-то частные владения. Сытный обед, и наша маленькая цветная компания отчаливает от берега. Затем было три часа гребли по гладкой воде, перерыв на просмотр вытягивания грузовика трактором, и еще два часа гребли. Я уже заскучала, но тут в воду посыпались коровы. Одна за другой, они переплывали реку плотным строем, который слегка расступался, чтобы пропустить очередного каякера, и вновь смыкался. Перебродившие коровы бежали параллельно с нами, и через 200 метров стали опять переплывать реку. Уже в сумерках мы встали на стоянку, оборудованную холодильником, телевизором, телефоном и устроили большой пионерский костер. Товарищи, которые везли перцовку, почему-то приплыли последними.

Коровий слалом

Грузовик и трактор

Копать, копать надо!

К утру небо затянули тучи, а впереди нас ждал «каньон». Вообще-то никакого каньона в этом месте на Песчаной нет, зато есть череда простых и веселых порогов, идущих практически нон-стопом. Возможно тем, кто собирался в первый же день тура замочить какую-нибудь неведомую срань, Песчаная показалась скучноватой, а я была довольна! Когда река не требует всего твоего внимания, можно спокойно любоваться гранитными скалами и зарослями цветущей черемухи, запах которой разливается над водой, то усиливаясь, то ослабевая. Правда, заглядевшись на пейзажи или друзей, можно легко зацепить один из коварных, едва заметных камней. Поэтому когда Костя, едущий кормой вперед и фотографирующий животных, налетел на один из таких камней, я не удивилась. Удивление вызывала безмятежность, с которой он выкинул в воду фотоаппарат. Спустя пару секунд безмятежность ушла, а Костя стал нырять в поисках пропавшего устройства, которое так и не нашлось. Через пару часов пороги кончились, стал подниматься ветер и зарядил дождь. Дождь создавал на воде маленькие воздушные пузырьки, похожие на икринки. Река не спеша выкатывалась на равнину и начинала петлять, горы расступались, давая место зеленым полям. Вскоре на горизонте появился долгожданный УАЗик, а погода совсем испортилась, и мы поспешили эвакуироваться в сторону Кумира.

Дорога на Кумир была неблизкой, и большую её часть мы провели в полудреме. �?зредка Дима Протасов радовал нас выдержками из путеводителя по Алтаю про Денисову пещеру или Шинокские водопады, а Макс развлекал играми. После зеленых склонов Песчаной пейзажи, меняющиеся за окном, казались осенними и хмурыми. Частично вырубленный лиственничный лес на склонах Ябоганского перевала, еще не начавший покрываться хвоей, выглядел зловеще. Но все зловещие исчезло, когда на полях появились табуны лошадей с жеребятами, насосавшимися молока, и валяющимися от блаженства на траве. Доехав до моста через Кумир, немного поднялись вверх по реке и встали на ночлег.

Ночью из Барнаула приехали Вася и Алёна Зайковские, и Кирилл Косогоров. До места старта дорога плохая, поэтому свою калину ребята оставили и загрузились к нам. По пути остановились посмотреть на порог «Девичьи плесы». Прозрачная вода, из глубины которой поднимаются маленькие воздушные пузырьки, разгоняется в небольшом каньоне, играет сливами и бочками, а затем замирает в тишине за порогом. С левого берега ветвистым каскадом в Кумир спускается водопад, а гладь воды похожа на мятный леденец – прозрачная до дна, и леденящая своей свежестью.

Перед стартом я немного очковала, как и всегда перед сплавом по незнакомой мне реке. Но стоило первым валам Кумира подхватить мою лодочку, как я расслабилась. Кумир был мягким, быстрым и неожиданно нежным. Девичьи плесы, перед которыми мы зашли в улово, заставляли слегка поволноваться, но на деле все оказалось проще и круче, чем я ожидала – большая пруха, мягкая пена, крик «вау!» и ты уже смотришь на порог снизу, а под лодкой вспухают небольшие мирные поганки.

Девичьи плесы

Плещусь в девичьих плесах

Следующим порогом был Большой. Перед ним все вышли на берег для просмотра. Порог впечатлил: сперва пара бочек на входе, а затем большой слив через всю реку и бочка за ним. В лоции Кумира написано, что Большой – габаритный не проход для катамаранов. У нас же воды было столько, что их легко вошло бы несколько. В общем, мы с Машей и Димой Протасовым порог посмотрели и обнесли. Парни же стали кидать в бочку за сливом ветки, которые сразу же выплевывало. Первым порог пошел Костя. Выходная бочка его даже не задержала, и парни стали сыпаться в слив один за другим. Некоторые – по два раза. После Большого Маша дала мне попробовать свой аксиом, а сама пересела в УАЗик. Впереди нас ждало еще два порога – Малый и �?нтеграл. Где-то после Малого (просто слив и большая мягкая бочка), Димка решил освежиться купанием, и у меня было время, чтобы посерфить на Аксиоме.

�?нтеграл мало чем выделялся на фоне шивер, и скоро мы вновь погрузились в УАЗик и счастливые, поехали в сторону Коргона.

р. Кумир, порог Большой

По предварительной договоренности в деревне Коргон нас должны были ждать лошади, которые закинут наши шмотки в верховья реки. Однако обещанных лошадок не было. Костя и Маша тщетно битый час искали им замену, а мы в это время исследовали деревню. Закрытый клуб «Коргон», пара магазинов, свиньи, валяющиеся в грязи, и куча ребятишек, крутящихся на гигантской карусели на фоне снежников Коргонского хребта. Так и не найдя лошадей, мы отправились на УАЗике до тросовой переправы через Коргон, периодически плутая в поле. Вечером примерили к лодкам переноски, которых у нас с Сашкой не было, но которые где-то достал Костя, и завалились спать в домик.

Утром восемь лодок с ножками и Маша с Алёной отправились в путь. Переправились в тележке через реку, а дальше нас ждало примерно 20-25 км по хорошей конной тропе. Каждые 40 минут мы делали привал, и десятками снимали с себя клещей. Небо было затянуто грозовыми тучами, и всю дорогу я не могла определиться, чего боюсь больше: что сейчас из них хлынет ливень, или что тучи разойдутся, и солнце растопит весь снег в истоках Коргона. Воды в Коргоне было и так не мало, а в голове крепко засели слова Васи Порсева: «Будет паводок – на Коргон не ходите». Возможность тащить лодку сперва туда, а затем обратно, повергала в уныние. Однако тучи были крепки, и нечего кроме мелкой мороси от них мы так и не дождались.

Привал

Отдыхаем на пасеке

Про перенос лодок на себе скажу лишь, что нереально рада, что несла 2 fun, а не сплавную лодку. Вместе со спальником, пуховкой, парой пачек макарон и сплавными вещами, моя лодка весила как пустая сплавная, и многие мне завидовали. Тем не менее, еще два дня я не могла спать на спине, так как лодка адски давила на поясницу.

Часам к семи, замученные и уставшие, мы наконец-то добрались до Спартака. Зеленая, гладкая вода, похожая на бутылочное стекло, под толщей которой хорошо были видны черные скальные выступы, плавно падала вниз, навстречу большой недружелюбной бочке. Зрелище гипнотизировало. На стоянку встали метрах в 200-х выше, у начала порога «Вираж». Долго сидели у костра, отгоняя дым от себя и наводя его на соседа при помощи фиги. Пришел хозяин пасеки предупредить, что по такому уровню воды успешно реку проходила только одна группа, и что ниже по течению река завалена лесом, оставшимся от зимних переправ. Уныние мое росло и крепло.

Коргон

Долина Коргона

Утро встретило солнцем и теплом, вода в Коргоне чуть-чуть упала, но на поведение Спартака это никак не повлияло. Редкая палка, закинутая в котел, выплывала на первом круге. Для чистоты эксперимента решено было засунуть в бочку что-нибудь более существенное. Более существенным оказался Костя, пристегнутый к морковке (исключительно по доброй воле). Костя два или три раза прыгал в котел, то безмятежно гребя в сторону слива, то просто повиснув поплавком, но промыться самостоятельно ему так и не удалось. После чего все сочли прыжки со Спартака занятием интригующим, но бесперспективным, и, проехав Вираж на пустых лодках, Спартак занесли. Я же занесла и Вираж, решив, что приключений на этой реке мне и так хватит. После Спартака загрузили шмотки в корму и поехали. Плыли мы тремя группами, передавая сигналы друг другу. Предстоящие «2 километра леса, которым завалена река» никак не давали мне покоя, и первую треть пути я все ждала ужасов. А ужасы все не начинались. За очередным поворотом все вылезли на берег перед бревном, которое перекрывало все русло. Я уже хотела обнести, но парни решили, что бревно непременно надо столкнуть. Столкнуть березу с одного берега никак не выходило, и Макс решил скинуть бревно с другого берега. В итоге, минут через 15 физического труда и легкого умственного напряжения, проход был расчищен. После этого небольшого перерыва я как-то перестала париться насчет бревен, и начала получать удовольствие.

Вскоре воды в Коргоне стало больше, пороги стали мощнее, и некоторые стали жизнерадостно вариться в бочках. Кирилл пару раз напоминал мне, что я катаюсь на игровой лодке, а значит надо играть. �? я играла, только не с валами и бочками, а в прятки со своим тюленем. Тюлень меня так и не нашел . Все, что хотела, я успевала объезжать и была несказанно этому рада. Как-то чересчур быстро доплыли до Чертова моста, откуда Вася и Макс решили прыгнуть. Один прыгнул красиво, другой эффектно. После Моста было еще два бодрых порога, и вот мы уже у переправы. Выбрались на берег и, пока ждали Алену с Машей, идущих пешком, гоняли в шортах и купальниках.

Официальная часть тура была закончена, но была и неофициальная.

Проводили барнаульцев домой, и на следующий день проехали Кумир, воды в который долило. Я напоследок решила ничего не объезжать и не обносить, так что сплав мой был похож на постоянное макание в стакан с минералкой. На вечер заказали баньку в Манжероке, но бензина не хватило даже до Усть-Кана. Пока предприимчивый Димка Протасов ездил с канистрой на попутке, остальные лениво грелись на солнышке и щелкали семечки. Экспериментальным путем был получен рецепт крепких мыльных пузырей, способных подолгу сидеть на траве: пиво, фэри и вода из Коргона. По приезду в Манжерок мы подверглись газовой атаке, (именно так для меня выглядело большое желто-зеленое облако пыльцы, спускающееся с гор). Банька нас все же дождалась, а вечером зарядил ливень.

Утром погода совсем испортилась (видимо, чтобы не жалко было уезжать). Но уезжать все равно было грустно. Теперь, сидя в городе, я с теплом вспоминаю солнечный май, нашу маленькую компанию, дикие реки, и жду очередной поездки на Алтай.

P.S. За фото спасибо Диме Бортнику и нашему водителю, Александру Попугаеву.

Понравилось?

Спасибо автору:

Будем очень благодарны за Ваши лайки и репосты в соцсетях и блогах. Спасибо! Томичи.